История появления амортизаторов для автомобилей

Одна из неотъемлемых составляющих современных транспортных средств – автомобильные амортизаторы.

По сути, с появлением автомобилей, перед их производителями стояли задачи по обеспечению комфорта людей, находящихся в машине, и удержания колес на дороге, чтобы передвигаться быстро и безопасно.

Прототипом цилиндрических устройств с перемещающим поршнем стала листовая рессора. Первые рессоры состояли из амортизатора и пружины. А пружинящими элементами служили заложенные в пакеты листы, которые терлись друг об друга. От трения кинетическая энергия переводилась в тепловую, а вертикальные колебания в машине гасились. Так было создано первое демпфирующее устройство для авто.

Впоследствии были разделены функции демпфирующего устройства и пружины. Это было вызвано необходимостью корректировать или полностью менять разболтавшиеся рессоры. Если сравнить с заменой амортизатора, который крепится на двух гайках, эта работа была куда более трудоемкой. Поэтому, когда появились винтовые пружины, вместе с ними стали применяться и цилиндрические конструкции, пришедшие на смену рессорам.

Позднее в механизм была добавлена пневматическая шина, от чего пользование автомобилем стало гораздо комфортней. Но проблема удержания колес на дороге, чтобы силы между ними передавались непрерывно, все же осталась.

Конструкторы продолжали искать ее решение, ибо тогда терялась всякая логика использования мощных моторов, которыми невозможно пользоваться в полной мере, внятного механизма руля, не способного всегда контролировать колеса, а также шин с отличным сцеплением.

Что такое фрикционный амортизатор

Изначально, когда машины еще ездили достаточно медленно, колебания гасились, благодаря трению между рессорными листами. И тогда в конструкцию подвески было внедрено еще одно устройство, использующее этот процесс. Устройством оказались самые первые амортизаторы, которые стали называться фрикционными.

Механизм этого амортизатора был предельно прост – скрепленная болтом пара рычагов, один из них взаимодействовал с подвеской, а другой имел опору в виде рамы.

Фрикционные диски, находящиеся между рычагами, вращались, обеспечивая демпфирование, а амортизационное сопротивление менялось путем ослабления или затягивания болта.

В целом, устройство была элементарным, но недолговечным и требующим частого регулирования. Впоследствии появились рычажные гидравлические амортизаторы, т.к. мониторить трение механического типа было нелегко.

В процесс изнашивания трущихся поверхностей, менялись и общие параметры системы, что проявлялось скрипом и скрежетом при передвижении. Чуть улучшилась ситуация с изобретением гидравлической системы, работавшей на масле, проходившем через клапанные отверстия. Это был значительный шаг в улучшении эксплуатационных характеристик, так как, поменяв 2 или 4 амортизатора, можно было улучшить комфортабельные свойства авто, и даже сделать его более спортивным.

Уже перед Великой Отечественной войной начали разрабатывать амортизаторы нового поколения. Они были телескопическими и работали на основе гидравлики. Их преимуществами стала простота и более дешевая стоимость, в сравнении с рычажными. К тому же, они не занимали лишнего места при сборе независимой подвески, аккуратно располагаясь в винтовой пружине. В 1948 году компания «Ford» начала серийную установку таких амортизаторов на выпускаемые автомобили.

Виды амортизаторов

Итак, по принципу действия и конструкции амортизаторы уже можно было подразделить на:

  • Двухтрубные. Представляют собой две трубы на одной оси, внешняя – корпус, а внутренняя содержит рабочую жидкость, внутри нее и перемещается поршень с клапанами. Конструкция зарекомендовала себя простой и долговечной, многие автолюбители пользуются ею и по сей день
  • Однотрубные. Это все та же труба с рабочей жидкостью для перемещения поршня и клапанов, но «дно» цилиндра в целях компенсации меняющегося объема рабочей жидкости заполнено газом
  • Газовые. Нетрудно догадаться, что действуют они на основе газа, хотя по принципу производства и работы, их правильнее было бы называть газомасляными
  • Комбинированные (непосредственно газомасляные). Работают на газе и масле, точнее в работе используется масло, а газ нужен для устранения пенных образований