Функция и значение тормозной жидкости для автомобилей

Основная функция тормозной жидкости заключается в передаче усилия от педали к тормозным колодкам посредством поршня суппорта. Так как этот процесс основан на трении, то жидкость нагревается. Если нагрев будет слишком сильным, то она может закипеть и перестанет быть несжимаемой. В таком случае передача усилия на колодки прекратится и остановить машину будет практически невозможно. Особенно резко это проявляется у скоростных автомобилей, и, вообще, машин с дисковыми тормозными механизмами.

Как зависит работа автомобиля от тормозной жидкости

От работы тормозной системы зависит безопасность участников дорожного движения, а также водителя и пассажиров конкретного автомобиля. Если не заметно потеков жидкости в гидравлическом тормозном приводе, это еще не говорит о том, что не стоит систематически следить за ее состоянием. Тормозная жидкость должна сохранять свои качества достаточно долго.

Производимая жидкость для тормозной системы должна отвечать российским и мировым стандартам. В основном, используются два варианта: американская классификация, согласно ей жидкости подразделяются на классы – DOT-1 — DOT-5, и разработка Общества автомобильных инженеров – SAE J1703 и SAE J1704. Правда, второй вариант встречается реже. В «легковушки», выпускаемые в наше время, заливают DOT-4 и DOT-5.1. Обычно заливать в авто нужно именно тот тип тормозной жидкости, который рекомендован производителем.

Основные характеристики тормозной жидкости

Главным минусом тормозных жидкостей, выпускаемых сейчас, можно считать гигроскопичность – примерно за год использования в жидкости собирается 2-3% воды. Набирается она из воздуха и способствует снижению температуры кипения на 30-50 градусов. Этим объясняются советы автопроизводителей производить замену жидкости в тормозной системе раз в два года, независимо от того, сколько за это время прошел автомобиль. DOT-5.1 меняют ежегодно, потому что она считается наиболее гигроскопичной.

Точка кипения – один из основных показателей жидкости. Логично, что для тормозной системы важна высота этого показателя. В состав тормозной жидкости входят разнообразные присадки (от 2 до 7%), доля же самой жидкости, при этом, может составлять 93-98%. Обычно тормозные жидкости изготавливаются на базе полигликолей и эфиров. Иногда применяют и силиконы, которые, в совокупности с присадками, могут противостоять процессу окисления кислородом при повышении температуры или препятствовать коррозии металлических деталей.

Диапазон температур, при которых жидкость в тормозной системе нормально работает — от «минус» 50 (если машина стояла на морозе) до «плюс» 150 при передвижении в напряженном режиме. Еще одним немаловажным качеством тормозной жидкости считается вязкость, она способствует прокачиванию жидкости по тормозной системе. Вязкость может усиливаться соответственно температурным изменениям, так, на сильном морозе жидкость может загустеть, блокируя систему. Кроме того, тормозная жидкость, взаимодействуя с металлическими деталями, не должна вызывать коррозию. Кроме того, она должна обладать смазывающими свойствами для меньшего износа поршней, цилиндров и манжетов.